Законопроект №7340, внесенный народными депутатами Е. Сусловым, Ю. Мирошниченко, предлагает урегулировать процессуальные особенности расследования дел при участии детей, ставших жертвами или свидетелями преступлений.
Проект, в частности, предусматривает дополнить статью 85-1 Уголовно-процессуального кодекса частью пятой следующего содержания:
«Видеозапись показаний несовершеннолетнего свидетеля и пострадавшего, относительно которых применены меры безопасности, не демонстрируется при проведении следственных действий и при предъявлении материалов дела для ознакомления. Видеозаписи показаний свидетеля или пострадавшего, относительно которых применены меры безопасности, к материалам дела не прилагаются, а хранятся отдельно в органе, в производстве которого находится уголовное дело. К материалам дела прилагается копия видеозаписи показаний несовершеннолетнего свидетеля и пострадавшего, на которой приняты меры по недопущению распознавания изображения свидетеля или пострадавшего и идентификации их голоса, которая и воспроизводится в ходе следственных действий и предъявления материалов дела для ознакомления».
Авторы также предлагают дополнить Уголовно-процессуальный кодекс статьей 167-1, согласно которой «следователь обязан ограничиться в процессе досудебного следствия проведением как можно меньшего количества допросов свидетеля, необходимых для расследования дела. Допрос совершеннолетнего свидетеля может осуществляться только днем с 9:00 до 20:00, длительность одного допроса не должна превышать четыре часа, допрос проводится с перерывом на двадцать минут после первых двух часов его длительности».
Проект предусматривает изложить статью 307 Уголовно-процессуального кодекса в новой редакции:
«В процессе рассмотрения дела в суде допрос несовершеннолетнего свидетеля, который уже был допрошен органами дознания или досудебного следствия, не проводится. В качестве доказательства суд использует имеющиеся в деле показания несовершеннолетнего свидетеля, зафиксированные на видеозапись. При этом в судебном заседании воспроизводится видеозапись ранее проведенного допроса, а подсудимому предоставляется возможность пересмотреть видеозапись и предоставить свои пояснения. Видеозапись показаний несовершеннолетнего свидетеля, относительно которого применены меры безопасности, не демонстрируется в судебном заседании. Вместе с тем демонстрируется копия видеозаписи показаний несовершеннолетнего свидетеля, на которой приняты меры по недопущению распознавания изображения свидетеля и идентификации его голоса.
Повторный допрос такого несовершеннолетнего свидетеля в суде проводится только в случае необходимости и назначается вмотивированным постановлением судьи или постановлением суда».
Члены комитета, проанализировав законопроект, отметили, что предложенные изменения соответствуют нормам статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Верховной Радой Украины 27 февраля 1991 года, которая требует от принявших ее государств принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорблений или злоупотреблений, небрежного и грубого поведения и эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или иного лица, заботящегося о ребенке.
Народные депутаты, поддерживая в целом проект, высказали ряд замечаний, согласно которым некоторые предложенные нормы противоречат статьям Уголовно-процессуального кодекса и создают препятствия в уголовном процессе. К тому же, отдельные статьи проекта, считают парламентарии, не соответствуют требованиям законодательной техники и содержат непонятные дефиниции, а поэтому требуют определенной корректировки.
В то же время комитет считает возможным рекомендовать Верховной Раде принять законопроект в первом чтении за основу с дальнейшей существенной доработкой.
http://portal.rada.gov.ua/rada/control/ru/publish/article/news_left?art_id=243830&cat_id=153103