Законопроект (№8003) направлен на урегулирование порядка возвращения ребенка в случаях, когда его место жительства было самовольно изменено одним из родителей или другим лицом без согласия второго из родителей или других лиц, с которыми на основании закона или решения суда проживал малолетний ребенок, или детского заведения (учреждения), в котором по решению органа опеки и попечительства или суда проживал ребенок.
В частности, предлагается внести изменения в ряд законодательных актов с целью усовершенствования порядка реализации положений статьи 162, 163 Семейного кодекса, предусматривающие правовые последствия противоправного поведения одного из родителей или другого лица при определении места жительства малолетнего ребенка.
В ходе обсуждения народные депутаты, поддерживая предложение о необходимости обеспечения дополнительных гарантий защиты прав ребенка в исполнительном производстве и усовершенствовании существующих процедур исполнения решения о возвращении ребенка, выразили ряд замечаний к законопроекту.
На заседании отмечалось, что вызывают несогласие предложенные проектом изменения в статью 162 Семейного кодекса об изменении терминов, которые в ней используются. Народные депутаты считают, что нецелесообразно заменять термин "иск" термином "заявление", поясняя тем, что указанные дела согласно Гражданскому процессуальному кодексу рассматриваются в порядке искового, а не особого производства.
По мнению членов комитета, замена термина "отбирание ребенка и возвращение его по предыдущему месту жительства" термином "возвращение ребенка" будет иметь следствием то, что указанные дела согласно предложенным этим же проектом изменениям в статью 19 Семейного кодекса будут рассматриваться без участия органа опеки и попечительства, что может негативно отразиться на правах ребенка.
Кроме того, указанная терминологическая замена не уточняет, куда именно возвращается ребенок, в отношении которого будет принято судебное решение о возвращении. Аналогичное по содержанию замечание касается и предложенных изменений в статью 367 Гражданского процессуального кодекса, подчеркивали парламентарии.
В то же время члены комитета считают нецелесообразным вносить изменения в Закон "Об исполнительном производстве" (а в проекте ссылка на действующий закон от 1999 года), поскольку 2010 году Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в Закон Украины "Об исполнительном производстве" и некоторые другие законодательные акты Украины об усовершенствовании процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)", вступивший в силу 8 марта 2011 года, хотя непосредственно сами изменения касаются уже новой редакции данного закона.
На заседании отмечалось и то, что "проект должен быть дополнен изменениями в соответствующие положения других законодательных актов, которые также рассматривают вопросы отбирания и\или возвращения ребенка, в частности, в законы "Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей" (статья 6), "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения" (статья 31), а также в статью 249 Семейного кодекса Украины".
http://portal.rada.gov.ua/rada/control/ru/publish/article/news_left?art_id=246501&cat_id=153103