Законодательный акт, в частности: изменяет порядок отчуждения акций акционерного общества в части исключения первоочередного права акционерного общества на приобретение акций, уточняет порядок учреждения общества одним лицом (об оформлении решением намерения учредить общество); изменяет порядок формирования резервного капитала акционерных обществ различных типов (о праве и обязательстве формирования резервного капитала, а также о направлениях его использования); уточняет порядок выплаты дивидендов (в зависимости от типа акций); расширяет исключительную компетенцию общего собрания общества (об избрании и прекращении полномочий членов Счетной комиссии, о принятии решения о заключении значительной сделки) и т.д.
Президент Украины в предложениях, в частности, отметил, что закон предлагает изложить в новой редакции часть первую статьи 24 Закона "Об акционерных обществах", согласно которой акции публичного акционерного общества могут приобретаться и продаваться на фондовой бирже. В то же время, согласно действующей редакции этой статьи, публичное акционерное общество обязано пройти процедуру листинга и оставаться в биржевом реестре по крайней мере одной фондовой биржи, а договора купли-продажи акций общества, прошедшего процедуру листинга на фондовой бирже, заключаются только на этой фондовой бирже.
Предложенная норма, по мнению Президента Украины, "является шагом назад и не будет содействовать развитию отечественного фондового рынка". Включение ценных бумаг акционерного общества в биржевой список, предусматривающий тесное сотрудничество соответствующего общества с субъектом инфраструктуры фондового рынка, способствует установлению справедливой рыночной цены на ценные бумаги, повышению прозрачности фондового рынка, в частности, благодаря обязательности и оперативности раскрытия дополнительной информации об обществе, а также улучшению инвестиционного климата и повышению доверия иностранных и украинских инвесторов и бизнес-партнеров к отечественным акционерным обществам. Учитывая вышеизложенное, говорится в предложениях, предложенное изменение в статью 24 Закона "Об акционерных обществах" не поддерживается.
Президент Украины предлагает абзац второй пункта 13 раздела I заменить двумя абзацами следующего содержания:
"1. Акции публичного акционерного общества могут приобретаться и продаваться на фондовой бирже.
Публичное акционерное общество обязано пройти процедуру включения акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи".
Законодательный акт дополняет Закон "Об акционерных обществах" статьей 65-1 о принудительном выкупе акций общества. Согласно этой статье лицо (лица, действующие сообща), являющееся владельцем 95 и более процентов акций общества, имеет право требовать у всех акционеров продать надлежащие им простые акции общества этому лицу (лицам, действующим сообща), а акционеры обязаны продать надлежащие им простые акции указанному лицу (лицам).
Таким образом, отмечает Президент Украины, предусматривается право крупного акционера (группы акционеров, действующих сообща) выдвигать требование о принудительном отчуждении акций миноритарных акционеров не по мотивам общественной необходимости, а только на основании владения таким акционером 95 и более процентами акций соответствующего акционерного общества. При этом такое право не рассматривается как исключение, его реализация зависит только от желания соответствующего крупного акционера (группы акционеров, действующих сообща). Мелкий же владелец акций (преимущественно частный) лишается возможности каким-либо образом повлиять на развитие событий, защитить свое право собственности. Изложенное не соответствует Конституции Украины, согласно которой принудительное отчуждение объектов права частной собственности может применяться только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости (часть пятая статьи 41).
Кроме того, лишение права собственности одних владельцев в интересах других, не обусловленное общественной необходимостью, что противоречит Основному Закону государства, нарушает также норму части четвертой статьи 41 Конституции Украины, согласно которой никто не может быть противоправно лишен права собственности.
Президент Украины считает, что установление такого дискриминационного по своей сути права лишения собственности нарушает и другие основополагающие конституционные принципы и гарантии, а именно: равенство всех субъектов права собственности перед законом, право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, нерушимость права частной собственности, защита государством прав всех субъектов права собственности (часть четвертая статьи 13, части первая, четвертая и пятая статьи 41 Конституции Украины).
Поэтому предлагается пункт 49 раздела I закона исключить.
Соответствующий законопроект зарегистрирован под №6216.
http://portal.rada.gov.ua/rada/control/ru/publish/article/news_left?art_id=238448&cat_id=153103