Новости и публикации

Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности рекомендует парламенту направить на доработку проект закона о доверительном управлении финансовыми активами 30.12.2010
Законопроект №2167 предлагает законодательно урегулировать правовые основы осуществления операций доверительного управления финансовыми активами, правовые и организационные основы осуществления профессиональной деятельности доверительного управления как гражданско-правовых отношений, возникающих между доверителем и доверенным лицом в связи с осуществлением им операций доверительного управления предметом доверительного управления от своего имени, за счет и в интересах доверителя или выгодополучателя.

В ходе рассмотрения законопроекта народные депутаты высказали ряд замечаний.

В частности, речь шла о том, что термин «доверительное управление», являющийся основной правовой категорией проекта не предусматривает Гражданский кодекс (Кодекс), глава 70 которого регламентирует процедуру управления имуществом. Статья 1029 Кодекса устанавливает основные принципы управления имуществом, в частности, предусматривает, что сторонами договора управления имуществом является установитель управления и управитель, а термин «доверенное лицо» в понимании «управитель» Кодекс также не содержит.

Кроме того, часть третья статьи 5 проекта содержит норму о доверительном управлении по приказу, планирующем установить, что такие виды доверительного управления будут предусматривать совершение доверенным лицом действий относительно предмета доверительного управления только при условии издания доверителем приказа в форме и порядке, предусмотренным доверительным договором. По мнению народных депутатов, такие действия имеют признаки договоров поручения, относительно которых есть соответствующие нормы главы 68 Кодекса.

На заседании отмечалось, что документ не исполняет норму части второй статьи 4 Кодекса, устанавливающую, что в случае, если субъект права законодательной инициативы внес в Верховную Раду проект закона, регулирующий гражданские отношения иначе, чем этот Кодекс, он обязан одновременно внести законопроект о внесении изменений в Кодекс. Такое правило введено именно с целью сохранения системности и стабильности гражданских правоотношений.

Часть седьмая статьи 3 проекта предусматривает, что доверителями не могут быть государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества, в уставном фонде которых сто процентов акций (частей, паев) принадлежат государству. По мнению народных депутатов, «из этой нормы вытекает потенциальная возможность предприятиям, в которых не все сто, а только более пятдесяти процентов акций (частей, паев) принадлежат государству, передавать в доверительное управление принадлежащее им имущество, руководствуясь нормами закона, без контроля со стороны государства и без необходимости получения согласования со стороны органов государственной власти, в управлении которых они находятся».

Члены комитета также считают, что отдельные нормы проекта «не дают полного освещения правовых основ осуществления операций доверительного управления финансовыми активами, правовых и организационных основ осуществления профессиональной деятельности  доверительного управления, как это устанавливает преамбула». По мнению парламентариев, «в случае принятия проекта как закона в поданной редакции, это повлечет коллизию соответствующих норм и неполноту правового регулирования, поскольку он не содержит достаточные и завершенные правовые механизмы реализации отдельных его норм, как того требует принцип правового государства и недопустимость чего, в частности, подчеркивал Конституционный Суд Украины (дело №7-рп/2001 от 30 мая 2001 года об ответственности юридических лиц)». Например, статья  11 законопроекта не предусматривает порядок лицензирования деятельности компаний доверительного управления, статья 18 «Санкции, применяющиеся к компании доверительного управления в случае нарушения этого закона» не устанавливает срок, в течение которого происходит соответствующее нарушение, либо срок, когда такое нарушение возникло или когда о нем стало известно регулятору.

В ходе обсуждения высказаны и другие замечания.
http://portal.rada.gov.ua/rada/control/ru/publish/article/news_left?art_id=233375&cat_id=153103

Назад в "Новости и публикации"

Задайте вопрос
Тел.: +38 (044) 236-46-42, 238-07-98
E-mail: info@temis.kiev.ua