В предложениях, в частности, отмечается, что принятый парламентом 18 ноября 2010 года Налоговый кодекс Украины представляет существенные риски, которые могут обернуться сужением прав граждан и нарушением основополагающих гарантий прав и свобод, установленных Конституцией Украины.
Президент Украины считает, что в кодексе нарушен конституционный принцип презумпции невиновности. В частности, проигнорирован закрепленный статьей 62 Конституции Украины принцип невиновности лица и освобождения его от необходимости доказывания своей правоты. Таким образом, в случае, если налогоплательщик в административном порядке оспаривает какое-либо решение налогового органа, груз доведения ошибочности такого решения ложится на плательщика (пункт 56.4 статьи 56).
По мнению Президента, такой подход неприемлемый в демократическом обществе и потому требует кардинального изменения. Ведь в случае судебного обжалования решения налогового органа по процедуре Кодекса административного судопроизводства Украины обязанность доказывания правомерности такого решения возлагается на субъекта властных полномочий. Поэтому предлагается этот принцип ввести и в налоговое законодательство, предусмотрев, что обязанность доказывания правомерности решения контролирующего органа, в том числе о начислениях налоговых обязательств, возлагается на контролирующий орган.
В предложениях речь идет о том, что кодекс вводит возможность обвинения лица в уклонении от уплаты налогов по результатам проверки, даже если правомерность результатов этой проверки оспаривается налогоплательщиком в суде. В случае возбуждения такого уголовного дела, указывается в предложениях, плательщик налога фактически будет лишен возможности довести процедуру судебного обжалования результатов налоговой проверки до конца и получить решение суда по сути. Действующая процедура администрирования налогов и сборов соответствующие гарантии обеспечивает. В законодательстве есть нормы, согласно которым плательщик налога при каких-либо обстоятельствах вправе получить решение суда, которое опровергнет или подтвердит правомерность требований контролирующего органа.
Отмена таких норм, что сделано в кодексе, считает Президент, сужает объем и содержание существующих прав граждан и не соответствует конституционному запрету сужать объем и содержание существующих прав граждан при принятии новых законов (статья 22 Конституции Украины). Это также нарушает гарантированное Основным Законом государства право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, должностных и служебных лиц (статья 55), которое согласно Конституции Украины не может быть ограничено (статья 64).
Президент считает необходимым предусмотреть в кодексе норму об обязательном издании приказа руководителя контролирующего органа для проведения документальных и фактических проверок, а также о необходимости предоставления налогоплательщику копии соответствующего приказа.
По мнению Президента, в кодексе изменен правовой режим упрощенного налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.
Президент Украины внес предложения и в другие нормы Налогового кодекса.
Соответствующий документ зарегистрирован под №7101-1.
http://portal.rada.gov.ua/rada/control/ru/publish/article/news_left?art_id=226858&cat_id=153103